Учебный план
Скачать учебный план в WORD
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Таблица 1
Учебные предметы |
Количество часов |
||
Всего |
В том числе |
||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||
Учебные предметы базового цикла |
|||
Основы законодательства в сфере дорожного движения |
42 |
30 |
12 |
Психофизиологические основы деятельности водителя |
12 |
8 |
4 |
Основы управления транспортными средствами |
14 |
12 |
2 |
Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии |
16 |
8 |
8 |
Учебные предметы специального цикла |
|||
Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "B" как объектов управления |
20 |
18 |
2 |
Основы управления транспортными средствами категории "B" |
12 |
8 |
4 |
Вождение транспортных средств категории "B" (с механической трансмиссией/с автоматической трансмиссией) <1> |
56/54 |
- |
56/54 |
Учебные предметы профессионального цикла |
|||
Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом |
8 |
8 |
- |
Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом |
6 |
6 |
- |
Квалификационный экзамен |
|||
Квалификационный экзамен |
4 |
2 |
2 |
Итого |
190/188 |
100 |
90/88 |
3.1.1. Учебный предмет "Основы законодательства в сфере дорожного движения".
Распределение учебных часов по разделам и темам
Таблица 2
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Всего |
В том числе |
||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||
Законодательство в сфере дорожного движения |
|||
Законодательство, определяющее правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения и регулирующее отношения в сфере взаимодействия общества и природы |
1 |
1 |
- |
Законодательство, устанавливающее ответственность за нарушения в сфере дорожного движения |
3 |
3 |
- |
Итого по разделу |
4 |
4 |
- |
Правила дорожного движения |
|||
Общие положения, основные понятия и термины, используемые в Правилах дорожного движения |
2 |
2 |
- |
Обязанности участников дорожного движения |
2 |
2 |
- |
Дорожные знаки |
5 |
5 |
- |
Дорожная разметка |
1 |
1 |
- |
Порядок движения и расположение транспортных средств на проезжей части |
6 |
4 |
2 |
Остановка и стоянка транспортных средств |
4 |
2 |
2 |
Регулирование дорожного движения |
2 |
2 |
- |
Проезд перекрестков |
6 |
2 |
4 |
Проезд пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов |
6 |
2 |
4 |
Порядок использования внешних световых приборов и звуковых сигналов |
2 |
2 |
- |
Буксировка транспортных средств, перевозка людей и грузов |
1 |
1 |
- |
Требования к оборудованию и техническому состоянию транспортных средств |
1 |
1 |
- |
Итого по разделу |
38 |
26 |
12 |
Итого |
42 |
30 |
12 |
3.1.2. Учебный предмет "Психофизиологические основы деятельности водителя".
Распределение учебных часов по разделам и темам
Таблица 3
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Всего |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
|
Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки |
2 |
2 |
- |
Этические основы деятельности водителя |
2 |
2 |
- |
Основы эффективного общения |
2 |
2 |
- |
Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов |
2 |
2 |
- |
Саморегуляция и профилактика конфликтов (психологический практикум) |
4 |
- |
4 |
Итого |
12 |
8 |
4 |
3.1.4. Учебный предмет "Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии".
Распределение учебных часов по разделам и темам
Таблица 5
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Всего |
В том числе |
||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||
Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи |
2 |
2 |
- |
Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения |
4 |
2 |
2 |
Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах |
4 |
2 |
2 |
Оказание первой помощи при прочих состояниях, транспортировка пострадавших в дорожно-транспортном происшествии |
6 |
2 |
4 |
3.2.1. Учебный предмет "Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "B" как объектов управления".
Распределение учебных часов по разделам и темам
Таблица 6
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Всего |
В том числе |
||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||
Устройство транспортных средств |
|||
Общее устройство транспортных средств категории "B" |
1 |
1 |
- |
Кузов автомобиля, рабочее место водителя, системы пассивной безопасности |
1 |
1 |
- |
Общее устройство и работа двигателя |
2 |
2 |
- |
Общее устройство трансмиссии |
2 |
2 |
- |
Назначение и состав ходовой части |
2 |
2 |
- |
Общее устройство и принцип работы тормозных систем |
2 |
2 |
- |
Общее устройство и принцип работы системы рулевого управления |
2 |
2 |
- |
Электронные системы помощи водителю |
2 |
2 |
- |
Источники и потребители электрической энергии |
1 |
1 |
- |
Общее устройство прицепов и тягово-сцепных устройств |
1 |
1 |
- |
Итого по разделу |
16 |
16 |
- |
Техническое обслуживание |
|||
Система технического обслуживания |
1 |
1 |
- |
Меры безопасности и защиты окружающей природной среды при эксплуатации транспортного средства |
1 |
1 |
- |
Устранение неисправностей <1> |
2 |
- |
2 |
Итого по разделу |
4 |
2 |
2 |
Итого |
20 |
18 |
2 |
3.2.2. Учебный предмет "Основы управления транспортными средствами категории "B".
Распределение учебных часов по разделам и темам
Таблица 7
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Всего |
В том числе |
||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||
Приемы управления транспортным средством |
2 |
2 |
- |
Управление транспортным средством в штатных ситуациях |
6 |
4 |
2 |
Управление транспортным средством в нештатных ситуациях |
4 |
2 |
2 |
Итого |
12 |
8 |
4 |
3.2.3. Учебный предмет "Вождение транспортных средств категории "B" (для транспортных средств с механической трансмиссией).
Распределение учебных часов по разделам и темам
Таблица 8
Наименование разделов и тем |
Количество часов практического обучения |
Первоначальное обучение вождению |
|
Посадка, действия органами управления <1> |
2 |
Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя |
2 |
Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка в заданном месте с применением различных способов торможения |
4 |
Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрестка и пешеходного перехода |
2 |
Движение задним ходом |
1 |
Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование |
7 |
Движение с прицепом <2> |
6 |
Итого по разделу |
24 |
Обучение вождению в условиях дорожного движения |
|
Вождение по учебным маршрутам <3> |
32 |
Итого по разделу |
32 |
Итого |
56 |
3.3.1. Учебный предмет "Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом".
Распределение учебных часов по разделам и темам
Таблица 10
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Всего |
В том числе |
||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||
Нормативные правовые акты, определяющие порядок перевозки грузов автомобильным транспортом |
2 |
2 |
- |
Основные показатели работы грузовых автомобилей |
1 |
1 |
- |
Организация грузовых перевозок |
3 |
3 |
- |
Диспетчерское руководство работой подвижного состава |
2 |
2 |
- |
Итого |
8 |
8 |
- |
3.3.2. Учебный предмет "Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом".
Таблица 11
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Всего |
В том числе |
||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||
Нормативное правовое обеспечение пассажирских перевозок автомобильным транспортом |
2 |
2 |
- |
Технико-эксплуатационные показатели пассажирского автотранспорта |
1 |
1 |
- |
Диспетчерское руководство работой такси на линии |
1 |
1 |
- |
Работа такси на линии |
2 |
2 |
- |
Итого |
6 |
6 |
- |
Нормативное правовое обеспечение пассажирских перевозок автомобильным транспортом: государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта; виды перевозок пассажиров и багажа; заключение договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу; определение маршрута перевозки пассажиров и багажа по заказу; перевозки детей, следующих вместе с пассажиром; перевозка багажа, провоз ручной клади транспортным средством, предоставляемым для перевозки пассажиров по заказу; отказ от исполнения договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу или изменение такого договора; порядок предъявления претензий к перевозчикам, фрахтовщикам; договор перевозки пассажира; договор фрахтования; ответственность за нарушение обязательств по перевозке; ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира; перевозка пассажиров и багажа легковым такси; прием и оформление заказа; порядок определения маршрута перевозки; порядок перевозки пассажиров легковыми такси; порядок перевозки багажа легковыми такси; плата за пользование легковым такси; документы, подтверждающие оплату пользования легковым такси; предметы, запрещенные к перевозке в легковых такси; оборудование легковых такси, порядок размещения информации.
Технико-эксплуатационные показатели пассажирского автотранспорта: количественные показатели (объем перевозок, пассажирооборот, машино-часы работы); качественные показатели (коэффициент технической готовности, коэффициент выпуска на линию); мероприятия по увеличению выпуска подвижного состава на линию; продолжительность нахождения подвижного состава на линии; скорость движения; техническая скорость; эксплуатационная скорость; скорость сообщения; мероприятия по повышению скорости сообщения, среднее расстояние поездки пассажиров; коэффициент использования пробега; мероприятия по повышению коэффициента использования пробега; среднесуточный пробег; общий пробег; производительность работы пассажирского автотранспорта.
Диспетчерское руководство работой такси на линии: диспетчерская система руководства пассажирскими автомобильными перевозками; порядок и способы взаимодействия с диспетчерской службой автотранспортной организации, в том числе посредством спутниковых систем мониторинга транспортных средств, включая систему ГЛОНАСС; централизованная и децентрализованная системы диспетчерского руководства; средства диспетчерской связи с водителями такси, работающими на линии; организация выпуска подвижного состава на линию; порядок приема подвижного состава на линии; порядок оказания технической помощи на линии; контроль за своевременным возвратом автомобилей в таксопарк.
Работа такси на линии: организация таксомоторных перевозок пассажиров; пути повышения эффективности использования подвижного состава; работа такси в часы "пик"; особенности перевозки пассажиров с детьми и лиц с ограниченными возможностями здоровья; назначение, основные типы и порядок использования таксометров; основные формы первичного учета работы автомобиля; путевой (маршрутный) лист; порядок выдачи и заполнения путевых листов; оформление и сдача путевых листов при возвращении с линии; обработка путевых листов; порядок оформления документов при несвоевременном возвращении с линии; нормы расхода топлива и смазочных материалов для автомобилей, используемых в качестве легкового такси; мероприятия по экономии топлива и смазочных материалов, опыт передовых водителей.
IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения Примерной программы обучающиеся должны знать:
Правила дорожного движения, основы законодательства в сфере дорожного движения;
правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
основы безопасного управления транспортными средствами;
цели и задачи управления системами "водитель - автомобиль - дорога" и "водитель - автомобиль";
особенности наблюдения за дорожной обстановкой;
способы контроля безопасной дистанции и бокового интервала;
порядок вызова аварийных и спасательных служб;
основы обеспечения безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов;
основы обеспечения детской пассажирской безопасности;
проблемы, связанные с нарушением правил дорожного движения водителями транспортных средств и их последствиями;
правовые аспекты (права, обязанности и ответственность) оказания первой помощи;
современные рекомендации по оказанию первой помощи;
методики и последовательность действий по оказанию первой помощи;
состав аптечки первой помощи (автомобильной) и правила использования ее компонентов.
В результате освоения Примерной программы обучающиеся должны уметь:
безопасно и эффективно управлять транспортным средством (составом транспортных средств) в различных условиях движения;
соблюдать Правила дорожного движения при управлении транспортным средством (составом транспортных средств);
управлять своим эмоциональным состоянием;
конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие в дорожном движении;
выполнять ежедневное техническое обслуживание транспортного средства (состава транспортных средств);
устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации транспортного средства (состава транспортных средств);
обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку, либо прием, размещение и перевозку грузов;
выбирать безопасные скорость, дистанцию и интервал в различных условиях движения;
информировать других участников движения о намерении изменить скорость и траекторию движения транспортного средства, подавать предупредительные сигналы рукой;
использовать зеркала заднего вида при маневрировании;
прогнозировать и предотвращать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления транспортным средством (составом транспортных средств);
своевременно принимать правильные решения и уверенно действовать в сложных и опасных дорожных ситуациях;
выполнять мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии;
совершенствовать свои навыки управления транспортным средством (составом транспортных средств).
V. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
5.1. Организационно-педагогические условия реализации Примерной программы должны обеспечивать реализацию Примерной программы в полном объеме, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
Для определения соответствия применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям и способностям обучающихся организация, осуществляющая образовательную деятельность, проводит тестирование обучающихся с помощью соответствующих специалистов или с использованием аппаратно-программного комплекса (АПК) тестирования и развития психофизиологических качеств водителя.
Теоретическое обучение проводится в оборудованных учебных кабинетах с использованием учебно-материальной базы, соответствующей установленным требованиям.
Наполняемость учебной группы не должна превышать 30 человек.
Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий должна составлять 1 академический час (45 минут). Продолжительность учебного часа практического обучения вождению должна составлять 1 астрономический час (60 минут).
Расчетная формула для определения общего числа учебных кабинетов для теоретического обучения:
;
где П - число необходимых помещений;
- расчетное учебное время полного курса теоретического обучения на одну группу, в часах;
n - общее число групп;
0,75 - постоянный коэффициент (загрузка учебного кабинета принимается равной 75%);
- фонд времени использования помещения в часах.
Обучение вождению проводится вне сетки учебного времени мастером производственного обучения индивидуально с каждым обучающимся в соответствии с графиком очередности обучения вождению.
Обучение вождению состоит из первоначального обучения вождению и обучения практическому вождению на учебных маршрутах в условиях дорожного движения.
Первоначальное обучение вождению транспортных средств должно проводиться на закрытых площадках или автодромах.
К обучению практическому вождению в условиях дорожного движения допускаются лица, имеющие первоначальные навыки управления транспортным средством, представившие медицинскую справку установленного образца и знающие требования Правил дорожного движения.
Обучение практическому вождению в условиях дорожного движения проводится на учебных маршрутах, утверждаемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
На занятии по вождению обучающий (мастер производственного обучения) должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории, подкатегории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, подкатегории.
Транспортное средство, используемое для обучения вождению, должно соответствовать материально-техническим условиям, предусмотренным пунктом 5.4 Примерной программы.
5.2. Педагогические работники, реализующие программу профессионального обучения водителей транспортных средств, в том числе преподаватели учебных предметов, мастера производственного обучения, должны удовлетворять квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям и (или) профессиональных стандартах.
5.3. Информационно-методические условия реализации Примерной программы включают:
учебный план;
календарный учебный график;
рабочие программы учебных предметов;
методические материалы и разработки;
расписание занятий.
5.4. Материально-технические условия реализации Примерной программы.
Аппаратно-программный комплекс тестирования и развития психофизиологических качеств водителя (далее - АПК) должен обеспечивать оценку и возможность повышать уровень психофизиологических качеств, необходимых для безопасного управления транспортным средством (профессионально важных качеств), а также формировать навыки саморегуляции его психоэмоционального состояния в процессе управления транспортным средством. Оценка уровня развития профессионально важных качеств производится при помощи компьютерных психодиагностических методик, реализованных на базе АПК с целью повышения достоверности и снижения субъективности в процессе тестирования.
АПК должны обеспечивать тестирование следующих профессионально важных качеств водителя: психофизиологических (оценка готовности к психофизиологическому тестированию, восприятие пространственных отношений и времени, глазомер, устойчивость, переключаемость и распределение внимания, память, психомоторику, эмоциональную устойчивость, динамику работоспособности, скорость формирования психомоторных навыков, оценка моторной согласованности действий рук); свойств и качеств личности водителя, которые позволят ему безопасно управлять транспортным средством (нервно-психическая устойчивость, свойства темперамента, склонность к риску, конфликтность, монотоноустойчивость).
АПК для формирования у водителей навыков саморегуляции психоэмоционального состояния должны предоставлять возможности для обучения саморегуляции при наиболее часто встречающихся состояниях: эмоциональной напряженности, монотонии, утомлении, стрессе и тренировке свойств внимания (концентрации, распределения).
Аппаратно-программный комплекс должен обеспечивать защиту персональных данных.
Тренажеры, используемые в учебном процессе, должны обеспечивать: первоначальное обучение навыкам вождения; отработку правильной посадки водителя в транспортном средстве и пристегивания ремнем безопасности; ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами; отработку приемов управления транспортным средством.
Учебные транспортные средства категории "B" должны быть представлены механическими транспортными средствами, зарегистрированными в установленном порядке и прицепами (не менее одного), разрешенная максимальная масса которых не превышает 750 кг, зарегистрированными в установленном порядке.
Расчет количества необходимых механических транспортных средств осуществляется по формуле:
;
где Nтс - количество автотранспортных средств;
Т - количество часов вождения в соответствии с учебным планом;
К - количество обучающихся в год;
t - время работы одного учебного транспортного средства равно: 7,2 часа - один мастер производственного обучения на одно учебное транспортное средство, 14,4 часа - два мастера производственного обучения на одно учебное транспортное средство;
24,5 - среднее количество рабочих дней в месяц;
12 - количество рабочих месяцев в году;
1 - количество резервных учебных транспортных средств.
Транспортные средства, используемые для обучения вождению лиц с ограниченными возможностями здоровья, должны быть оборудованы соответствующим ручным или другим предусмотренным для таких лиц управлением.
Механическое транспортное средство, используемое для обучения вождению, должно быть оборудовано дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза; зеркалом заднего вида для обучающего; опознавательным знаком "Учебное транспортное средство" в соответствии с пунктом 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531;Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 45, ст. 5521; 2000, N 18, ст. 1985; 2001, N 11, ст. 1029; 2002, N 9, ст. 931; N 27, ст. 2693; 2003, N 20, ст. 1899; 2003, N 40, ст. 3891; 2005, N 52, ст. 5733; 2006, N 11, ст. 1179; 2008, N 8, ст. 741;N 17, ст. 1882; 2009, N 2, ст. 233; N 5, ст. 610; 2010, N 9, ст. 976; N 20, ст. 2471; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 1, ст. 154; N 15, ст. 1780; N 30, ст. 4289; N 47, ст. 6505; 2013, N 5, ст. 371; N 5, ст. 404;N 24, ст. 2999; N 31, ст. 4218; N 41, ст. 5194).
Перечень учебного оборудования
Таблица 12
Наименование учебного оборудования |
Единица измерения |
Количество |
Оборудование и технические средства обучения |
|
|
Тренажер <1> |
комплект |
|
Аппаратно-программный комплекс тестирования и развития психофизиологических качеств водителя (АПК) <2> |
комплект |
|
Детское удерживающее устройство |
комплект |
1 |
Гибкое связующее звено (буксировочный трос) |
комплект |
1 |
Тягово-сцепное устройство |
комплект |
1 |
Компьютер с соответствующим программным обеспечением |
комплект |
1 |
Мультимедийный проектор |
комплект |
1 |
Экран (монитор, электронная доска) |
комплект |
1 |
Магнитная доска со схемой населенного пункта <3> |
комплект |
1 |
Учебно-наглядные пособия <4> |
|
|
Основы законодательства в сфере дорожного движения |
|
|
Дорожные знаки |
комплект |
1 |
Дорожная разметка |
комплект |
1 |
Опознавательные и регистрационные знаки |
шт |
1 |
Средства регулирования дорожного движения |
шт |
1 |
Сигналы регулировщика |
шт |
1 |
Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки |
шт |
1 |
Начало движения, маневрирование. Способы разворота |
шт |
1 |
Расположение транспортных средств на проезжей части |
шт |
1 |
Скорость движения |
шт |
1 |
Обгон, опережение, встречный разъезд |
шт |
1 |
Остановка и стоянка |
шт |
1 |
Проезд перекрестков |
шт |
1 |
Проезд пешеходных переходов и мест остановок маршрутных транспортных средств |
шт |
1 |
Движение через железнодорожные пути |
шт |
1 |
Движение по автомагистралям |
шт |
1 |
Движение в жилых зонах |
шт |
1 |
Перевозка пассажиров |
шт |
1 |
Перевозка грузов |
шт |
1 |
Неисправности и условия, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств |
шт |
1 |
Ответственность за правонарушения в области дорожного движения |
шт |
1 |
Страхование автогражданской ответственности |
шт |
1 |
Последовательность действий при ДТП |
шт |
1 |
Психофизиологические основы деятельности водителя |
|
|
Психофизиологические особенности деятельности водителя |
шт |
1 |
Воздействие на поведение водителя психотропных, наркотических веществ, алкоголя и медицинских препаратов |
шт |
1 |
Конфликтные ситуации в дорожном движении |
шт |
1 |
Факторы риска при вождении автомобиля |
шт |
1 |
Основы управления транспортными средствами |
|
|
Сложные дорожные условия |
шт |
1 |
Виды и причины ДТП |
шт |
1 |
Типичные опасные ситуации |
шт |
1 |
Сложные метеоусловия |
шт |
1 |
Движение в темное время суток |
шт |
1 |
Посадка водителя за рулем. Экипировка водителя |
шт |
1 |
Способы торможения |
шт |
1 |
Тормозной и остановочный путь |
шт |
1 |
Действия водителя в критических ситуациях |
шт |
1 |
Силы, действующие на транспортное средство |
шт |
1 |
Управление автомобилем в нештатных ситуациях |
шт |
1 |
Профессиональная надежность водителя |
шт |
1 |
Дистанция и боковой интервал. Организация наблюдения в процессе управления транспортным средством |
шт |
1 |
Влияние дорожных условий на безопасность движения |
шт |
1 |
Безопасное прохождение поворотов |
шт |
1 |
Безопасность пассажиров транспортных средств |
шт |
1 |
Безопасность пешеходов и велосипедистов |
шт |
1 |
Типичные ошибки пешеходов |
шт |
1 |
Типовые примеры допускаемых нарушений ПДД |
шт |
1 |
Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "B" как объектов управления |
|
|
Классификация автомобилей |
шт |
1 |
Общее устройство автомобиля |
шт |
1 |
Кузов автомобиля, системы пассивной безопасности |
шт |
1 |
Общее устройство и принцип работы двигателя |
шт |
1 |
Горюче-смазочные материалы и специальные жидкости |
шт |
1 |
Схемы трансмиссии автомобилей с различными приводами |
шт |
1 |
Общее устройство и принцип работы сцепления |
шт |
1 |
Общее устройство и принцип работы механической коробки переключения передач |
шт |
1 |
Общее устройство и принцип работы автоматической коробки переключения передач |
шт |
1 |
Передняя и задняя подвески |
шт |
1 |
Конструкции и маркировка автомобильных шин |
шт |
1 |
Общее устройство и принцип работы тормозных систем |
шт |
1 |
Общее устройство и принцип работы системы рулевого управления |
шт |
1 |
Общее устройство и маркировка аккумуляторных батарей |
шт |
1 |
Общее устройство и принцип работы генератора |
шт |
1 |
Общее устройство и принцип работы стартера |
шт |
1 |
Общее устройство и принцип работы бесконтактной и микропроцессорной систем зажигания |
шт |
1 |
Общее устройство и принцип работы внешних световых приборов и звуковых сигналов |
шт |
1 |
Классификация прицепов |
шт |
1 |
Общее устройство прицепа |
шт |
1 |
Виды подвесок, применяемых на прицепах |
шт |
1 |
Электрооборудование прицепа |
шт |
1 |
Устройство узла сцепки и тягово-сцепного устройства |
шт |
1 |
Контрольный осмотр и ежедневное техническое обслуживание автомобиля и прицепа |
шт |
1 |
Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом |
|
|
Нормативные правовые акты, определяющие порядок перевозки грузов автомобильным транспортом |
шт |
1 |
Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом |
|
|
Нормативное правовое обеспечение пассажирских перевозок автомобильным транспортом |
шт |
1 |
Информационные материалы |
|
|
Информационный стенд |
|
|
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" |
шт |
1 |
Копия лицензии с соответствующим приложением |
шт |
1 |
Примерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "B" |
шт |
1 |
Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "B", согласованная с Госавтоинспекцией |
шт |
1 |
Учебный план |
шт |
1 |
Календарный учебный график (на каждую учебную группу) |
шт |
1 |
Расписание занятий (на каждую учебную группу) |
шт |
1 |
График учебного вождения (на каждую учебную группу) |
шт |
1 |
Схемы учебных маршрутов, утвержденные руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность |
шт |
1 |
Книга жалоб и предложений |
шт |
1 |
Адрес официального сайта в сети "Интернет" |
|
|
--------------------------------
<1> В качестве тренажера может использоваться учебное транспортное средство.
<2> Необходимость применения АПК тестирования и развития психофизиологических качеств водителя определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
<3> Магнитная доска со схемой населенного пункта может быть заменена соответствующим электронным учебным пособием.
<4> Учебно-наглядные пособия допустимо представлять в виде плаката, стенда, макета, планшета, модели, схемы, кинофильма, видеофильма, мультимедийных слайдов.
Перечень материалов по предмету "Первая помощь
при дорожно-транспортном происшествии"
Таблица 13
Наименование учебных материалов |
Единица измерения |
Количество |
Оборудование |
||
Тренажер-манекен взрослого пострадавшего (голова, торс, конечности) с выносным электрическим контролером для отработки приемов сердечно-легочной реанимации |
комплект |
1 |
Тренажер-манекен взрослого пострадавшего (голова, торс) без контролера для отработки приемов сердечно-легочной реанимации |
комплект |
1 |
Тренажер-манекен взрослого пострадавшего для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей |
комплект |
1 |
Расходный материал для тренажеров (запасные лицевые маски, запасные "дыхательные пути", пленки с клапаном для проведения искусственной вентиляции легких) |
комплект |
20 |
Мотоциклетный шлем |
штук |
1 |
Расходные материалы |
||
Аптечка первой помощи (автомобильная) |
комплект |
8 |
Табельные средства для оказания первой помощи. Устройства для проведения искусственной вентиляции легких: лицевые маски с клапаном различных моделей. Средства для временной остановки кровотечения - жгуты. Средства иммобилизации для верхних, нижних конечностей, шейного отдела позвоночника (шины). Перевязочные средства (бинты, салфетки, лейкопластырь) |
комплект |
1 |
Подручные материалы, имитирующие носилочные средства, средства для остановки кровотечения, перевязочные средства, иммобилизирующие средства |
комплект |
1 |
Учебно-наглядные пособия <1> |
||
Учебные пособия по первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях для водителей |
комплект |
18 |
Учебные фильмы по первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях |
комплект |
1 |
Наглядные пособия: способы остановки кровотечения, сердечно-легочная реанимация, транспортные положения, первая помощь при скелетной травме, ранениях и термической травме |
комплект |
1 |
Технические средства обучения |
||
Компьютер с соответствующим программным обеспечением |
комплект |
1 |
Мультимедийный проектор |
комплект |
1 |
Экран (электронная доска) |
комплект |
1 |
--------------------------------
<1> Учебно-наглядные пособия допустимо представлять в виде печатных изданий, плакатов, электронных учебных материалов, тематических фильмов.
Участки закрытой площадки или автодрома (в том числе автоматизированного) для первоначального обучения вождению транспортных средств, используемые для выполнения учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Примерной программой, должны иметь ровное и однородное асфальто- или цементобетонное покрытие, обеспечивающее круглогодичное функционирование. Закрытая площадка или автодром должны иметь установленное по периметру ограждение, препятствующее движению по их территории транспортных средств и пешеходов, за исключением учебных транспортных средств, используемых в процессе обучения.
Наклонный участок (эстакада) должен иметь продольный уклон относительно поверхности закрытой площадки или автодрома в пределах 8 - 16% включительно, использование колейной эстакады не допускается.
Размеры закрытой площадки или автодрома для первоначального обучения вождению транспортных средств должны составлять не менее 0,24 га.
При проведении промежуточной аттестации и квалификационного экзамена коэффициент сцепления колес транспортного средства с покрытием закрытой площадки или автодрома в целях безопасности, а также обеспечения объективности оценки в разных погодных условиях должен быть не ниже 0,4 по ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" <1>, что соответствует влажному асфальтобетонному покрытию.
--------------------------------
<1>Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 45, ст. 5521; 2000, N 18, ст. 1985; 2001, N 11, ст. 1029; 2002, N 9, ст. 931;N 27, ст. 2693; 2003, N 20, ст. 1899; 2003, N 40, ст. 3891; 2005, N 52, ст. 5733; 2006, N 11, ст. 1179; 2008, N 8, ст. 741; N 17, ст. 1882; 2009, N 2, ст. 233; N 5, ст. 610; 2010, N 9, ст. 976; N 20, ст. 2471;2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 1, ст. 154; N 15, ст. 1780; N 30, ст. 4289; N 47, ст. 6505; 2013, N 5, ст. 371; N 5, ст. 404; N 24, ст. 2999; N 31, ст. 4218; N 41, ст. 5194).
Для разметки границ выполнения соответствующих заданий применяются конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые. Если размеры закрытой площадки или автодрома не позволяют одновременно разместить на их территории все учебные (контрольные) задания, предусмотренные Примерной программой, то необходимо иметь съемное оборудование, позволяющее разметить границы для поочередного выполнения соответствующих заданий: конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые, столбики оградительные съемные, ленту оградительную, разметку временную.
Поперечный уклон участков закрытой площадки или автодрома, используемых для выполнения учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Примерной программой, должен обеспечивать водоотвод с их поверхности.
Продольный уклон закрытой площадки или автодрома (за исключением наклонного участка (эстакады)) должен быть не более 100%.
В случае проведения обучения в темное время суток освещенность закрытой площадки или автодрома должна быть не менее 20 лк. Отношение максимальной освещенности к средней должно быть не более 3:1. Показатель ослепленности установок наружного освещения не должен превышать 150.
На автодроме должен оборудоваться перекресток (регулируемый или нерегулируемый), пешеходный переход, устанавливаться дорожные знаки.
Автодромы, кроме того, должны быть оборудованы средствами организации дорожного движения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования" (далее - ГОСТ Р 52290-2004), ГОСТ Р 51256-2011 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования", ГОСТ Р 52282-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний" (далее - ГОСТ Р 52282-2004), ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств". Допускается использование дорожных знаков I или II типоразмера по ГОСТ Р 52290-2004, светофоров типа Т.1 по ГОСТ Р 52282-2004 и уменьшение норм установки дорожных знаков, светофоров <1>.
--------------------------------
<1>Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 45, ст. 5521; 2000, N 18, ст. 1985; 2001, N 11, ст. 1029; 2002, N 9, ст. 931;N 27, ст. 2693; 2003, N 20, ст. 1899; 2003, N 40, ст. 3891; 2005, N 52, ст. 5733; 2006, N 11, ст. 1179; 2008, N 8, ст. 741; N 17, ст. 1882; 2009, N 2, ст. 233; N 5, ст. 610; 2010, N 9, ст. 976; N 20, ст. 2471;2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 1, ст. 154; N 15, ст. 1780; N 30, ст. 4289; N 47, ст. 6505; 2013, N 5, ст. 371; N 5, ст. 404; N 24, ст. 2999; N 31, ст. 4218; N 41, ст. 5194).
Автоматизированные автодромы должны быть оборудованы техническими средствами, позволяющими осуществлять контроль, оценку и хранение результатов выполнения учебных (контрольных) заданий в автоматизированном режиме.
Условия реализации Примерной программы составляют требования к учебно-материальной базе организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Оценка состояния учебно-материальной базы по результатам самообследования образовательной организацией размещается на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
VI. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Профессиональная подготовка завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний. Лица, получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к сдаче квалификационного экзамена не допускаются.
К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений <1>.
--------------------------------
<1>Статья 74 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводится по предметам:
"Основы законодательства в сфере дорожного движения";
"Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "B" как объектов управления";
"Основы управления транспортными средствами категории "B";
"Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом";
"Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом".
Промежуточная аттестация и проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводятся с использованием материалов, утверждаемых руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Практическая квалификационная работа при проведении квалификационного экзамена состоит из двух этапов. На первом этапе проверяются первоначальные навыки управления транспортным средством категории "B" на закрытой площадке или автодроме. На втором этапе осуществляется проверка навыков управления транспортным средством категории "B" в условиях дорожного движения.
Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом. По результатам квалификационного экзамена выдается свидетельство о профессии водителя <1>.
--------------------------------
<1>Статья 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
При обучении вождению на транспортном средстве, оборудованном автоматической трансмиссией, в свидетельстве о профессии водителя делается соответствующая запись.
Индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах осуществляются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на бумажных и (или) электронных носителях.
VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ
РЕАЛИЗАЦИЮ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебно-методические материалы представлены:
примерной программой профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "B", утвержденной в установленном порядке;
программой профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "B", согласованной с Госавтоинспекцией и утвержденной руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность;
методическими рекомендациями по организации образовательного процесса, утвержденными руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность;
материалами для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденными руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность.